Прежде всего: что такое петля в сети? Это - логическое кольцо для проходящего сигнала, когда запараллелены пути его прохождения. Грубо говоря можно сказать так: когда сигнал вместо того, чтобы от коммутатора разойтись по подключенным к нему компьютерам возвращается обратно в коммутатор и так продолжается бесконечно (по кругу). Возникает логическая "петля" (кольцо).
Сеть (участок сети), в такой ситуации, со временем начинает работать исключительно на передачу данных самого "кольца" (мусорных данных), "забивая" весь полезный сетевой трафик.
Само собой, что форма этого "кольца" может быть любой, главное - сигнал уходит и приходит в один и тот же коммутатор (хаб, маршрутизатор и т.д).
И вот, сижу я как-то на 11-м этаже нашего здания, компьютер настраиваю. Делаю что-то локально, не связанное с сетью. Краем уха слышу через два стола: "Интернет не грузится..." Ну, думаю, не грузится и не грузится... мало ли что? Тут - из другого конца помещения: "Ой, на сетевые диски зайти не могу!". Тут я уже насторожился и решил "пропинговать" один из наших внутренних серверов.
Каково же было мое удивление, когда я увидел временные задержки выполнения команды "ping". Они были более ста миллисекунд! Это, повторюсь, - в локальной сети, а последний пакет данных вообще не дошел до адресата. На всякий случай - перезагрузил компьютер, за которым сидел (мало ли что?) - никаких изменений, и вдобавок сетевые диски, которые автоматически монтируются при загрузке операционной системы - "отвалились".
Причем, из источников, приближенных к достоверным, известно, что этажом ниже и выше с сетью все нормально. Вывод - проблема в коммутационном шкафу этажа.
Да-а-а..., думаю, а день так хорошо начинался! :) Делать нечего - беру ключи и иду к этому коммутационному центру нашей СКС (структурированной кабельной системы) сети.
Примечание: что такое СКС сеть и как ее правильно построить мы с подписчиками разбирали в одном из наших дополнительных уроков. Для того чтобы получить к ним доступ, Вам нужно подписаться на нашу бесплатную рассылку вот на этой странице.
Открываю, значится, его и заглядываю внутрь:
Давайте в двух словах что мы здесь видим? Красным обведены два сетевых коммутатора (свитча), установленных на стойках внутри. Скобками обозначены патч панели, порты которых (посредством витой пары) соединяются с сетевыми розетками на рабочих местах пользователей по всему этажу.
Сначала - локализуем проблему. Отключаем один коммутатор (нижний), идем к одному из ближайших компьютеров, который подключается через верхний свитч и проверяем работу сети - те же "длинные пинги" и прочие признаки неработоспособности локальной сети.
Теперь делаем наоборот: включаем нижний свитч и выключаем верхний. Проверяем с компьютера, подключенного к нижнему коммутатору. Работа сети восстановилась в полном объеме: «ping» проходит без задержек, после перезагрузки подмонтировались сетевые диски!
Значит - проблема в верхнем коммутаторе, либо - в подключенных к нему патч кордах (коротких сетевых кабелях). Итак, посмотрим на эти самые патч корды, которыми наш коммутатор соединяется с патч панелями в кроссовом шкафу.
Как мы уже говорили, тут есть два возможных варианта развития событий: либо проблема с самим коммутатором (тогда его придется полностью менять), либо - с кабелями подключения. Также возможен частичный выход из строя одного из портов свитча. При подобной неисправности возможна ситуация, когда сеть со временем "наполняется" широковещательными пакетами, рассылаемыми этим неисправным портом. В таком случае "симптомы" будут похожи на то, что мы и имеем сейчас и называется подобное явление - широковещательный шторм.
В любом случае, надо начинать проверку с самого незатратного по времени и силам варианта. В нашем случае это - кабели. Подключаем все в исходное положение и начинаем по порядку вытягивать из верхнего коммутатора по нескольку кабелей (при этом, естественно, мониторим ситуацию с ближайшего компьютера, гарантированно имеющего сеть).
После извлечения очередной пары кабелей (примерно на середине свитча) работа сети неожиданно (или - ожидаемо) восстанавливается! :) Та-а-ак... методом нескольких дополнительных подключений и отключений находим один порт на коммутаторе, после подключения к которому сеть "ложится"!
Похоже - битый порт? Но тут я замечаю одну очень неожиданную вещь! Обратите внимание на фото ниже:
При вытягивании кабеля из порта под номером «21» (того самого, найденного нами) гаснет светодиод на порте под номером «19». Оба кабеля обведены для наглядности красным. Верхний ряд свитча - порты с нечетными номерами.
Получается, что для коммутатора это, вроде как, - один кабель. Вставляем коннектор в порт - загораются два светодиода, отключаем - гаснут так же оба. Хотя, по идее, гаснуть должен только один (тот, который мы и отключаем)!
Такая ситуация возможна только в том случае, если мы имеем дело с "кольцом" или "петлей" в сети и эти два конца патч корда желтого цвета являются окончаниями одного кабеля, запущенного в свитч по кольцу.
Примерно вот так:
Но тогда получается, что кто-то намеренно вскрыл запертый кроссовый шкаф, создал эту "петлю", аккуратно спрятал среднюю часть кабеля за лицевую панель в шкафу, закрыл его обратно и где-то затаился? Бред какой-то! :) Да и кому это нужно?
Постояв так некоторое время в легком оцепенении перед открытым шкафом и почесав в затылке (говорят - помогает, производимый таким образом массаж головы стимулирует деятельность головного мозга), я решил полностью вытащить этот кабель из коммутационных стоек и рассмотреть его хорошенько!
Вот - результат моей деятельности:
Обратите внимание на два кабеля, обозначенные красным. Дело в том, что эти именно два разных кабеля! Фирменные патч корды, которые мы используем для коммутации в СКС шкафу достаточно короткие (сантиметров 40), поэтому четко видно, что это не один а два разных патч корда.
Научно доказав себе эту мысль, подключаю две части сетевого тестера к обеим концам висящих кабелей. Но то что я наблюдаю, продолжает категорически не укладываться в понятие нормальности:
Кабель "прозванивается", как один цельный отрезок!
Что это?! Один длиннющий нестандартный патч корд? Я такого у нас никогда не видел, но... все может быть. Подсознательно понимая, что дело не в этом, выясняю куда ведут два скрытых внутри шкафа конца этого кабеля (кабелей)?
Все правильно: к двум (разным) портам на коммутационной патч панели:
Порты под номерами «28» и «32», идущие к рабочим местам пользователей и их сетевым розеткам с такими же номерами.
Пользовательские розетки... В голове забрезжила какая-то мысль и - опа! Мозг "ухватил" ее и вытащил на поверхность! Догадались о чем это я? Кто нет - за мной! Искать на этаже розетки под номером «28» и «32» :)
Находим их через несколько комнат в другом крыле этажа. Три розетки, по два порта в каждой. Часть портов сконфигурирована, как телефонные, а часть - для подключения компьютеров пользователей.
Интересующие нас номера (28 и 32) обведены красным. С виду - все нормально, но, распутав сплетение кабелей на полу, я получил дополнительную порцию адреналина от осознания того, как запросто можно "уложить" сегмент сети!
Полюбуемся вместе:
Интересующий нас кабель обозначен с двух сторон красным, а его центральную часть я (для наглядности) скрутил на полу "бубликом". Это - непрерывный отрезок кабеля, который замыкает между собой коммутационные розетки под номерами «28» и «32», заворачивая, тем самым, передаваемый по сети сигнал в обратную сторону (к коммутатору).
"Петля" или - кольцо в действии! Вот почему, когда мы извлекали из свитча один кабель, то гасли сразу два индикатора и вот почему два разных патч корда на тестере "прозванивались", как один кабель. У нас образовалась петля в сети длиной в пол этажа, проходящая через несколько помещений, не входящая на своем пути ни в один компьютер, но возвращающаяся, в итоге, в тот же свитч, из которого она и вышла.
Большой коллайдер, гоняющий по кольцу никому не нужные данные, заполнившие со временем собой весь сегмент сети и парализовав его работу.
Начинаем разбираться, как такое могло вообще произойти? Кто-то специально закоротил две розетки одним кабелем? Оказывается - нет. Просто тут когда-то стоял компьютер, который переехал на другой стол, а сетевой кабель остался одним концом подключенный в розетку, а другой лежал где-то в куче проводов на полу. С утра один из менеджеров запнулся о телефонный кабель, подключенный к соседней розетке и идущий прямо по полу, так как телефон тоже "переехал", а его кабель нормально укладывать не стали.
Телефонный кабель порвался, клубок кабелей, лежащий на полу под розетками, - разлетелся и в результате все, что подходило по форме и диаметру - было воткнуто тем же менеджером в свободные СКС розетки. Потому что - порядок должен быть в офисе! :) Вот таким естественным образом возникло наше кольцо!
Но, как говорится: "Кто предупрежден, тот - вооружен!". Поэтому я искренне надеюсь что этот материал поможет Вам в будущем, если не избежать, то, по крайней мере, быстро выявить и устранить возникшую петлю в локальной сети. И, коллеги, не очень строго наказывайте своих пользователей, потому что не ведают они что творят и не со зла, а по незнанию совершают админо-неугодные свои действия :)