Львов - город специфический, даже не имею в виду его скандальную политическую известность последних лет, в каком еще городе Украины Вы найдете колонну, установленную жителями, в честь спасения их города от украинского войска?
А во Львове есть такая колонна, сооруженная после жестокой осады украинским казацким и татарским войском Богдана Хмельницкого и Тугай-Бея в 1648-м году. В память об отпоре, данном казакам, жители установили перед костелом бернардинцев эту колонну. Когда-то ее украшала фигурка покровителя Львова - Святого Яна из Дуклы (Święty Jan z Dukli), способствовавшего сохранению города.
По легенде захватчики, увидев в облаках над монастырем бернардинов фигуру этого монаха, сочли видение дурным знаком и украинское войско и татары отступили, удовольствовавшись выкупом в полмиллиона злотых деньгами и товарами.
Мемориальную табличку об этом событии местная власть, понятно, не спешит радостно устанавливать, в отличие от некоторых других памятных надписей, скажем так, однобоко освещающих историю города.
Современный вид колонны - памяти об отпоре, данном казакам после жестокой осады Львова, без фигуры покровителя Львова Св. Яна Дуклы
Святой Ян Дукла, покровитель Львова
Не спешат также установить мемориальную табличку и на фасаде дома, где жил известный фантаст Станислав Лем (Stanisław Lem). Кстати, общий тираж произведений Лема составляет 27 миллионов экземпляров. Они переведены на 41 язык мира.
В этом доме на 3-м этаже провел детство, наверное, самый известный львовянин - Станислав Лем (12 сентября 1921 - 27 марта 2006)
Объективный и взвешенный подход к истории добавил бы городу привлекательности не только в глазах туристов и тех же футбольных болельщиков, захотевших пройтись по улочкам старого города, но и, несомненно, вызвал бы одобрение у горожан, утомленных односторонним использованием истории разномастной властью и политическими ораторами, которым по определению совсем не присущи такие понятия, как «стыд» и «совесть».
Истории выборочной не бывает, на то она и история - раз бывшее австрийское воинское подразделение, "оставленное без присмотра" из-за развала империи после Первой мировой войны удостаивается десятка упоминаний с массивными барельефами, то и знаменитого львовянина не грех вспомнить.
Я - за политкорректность. Не киношно-американскую (это как если бы в Голливуде сняли фильм по повести "Тарас Бульба" то, наверняка, Тараса играл бы негритянский актер, его сыновья были бы по сценарию гомосексуалистами, а панночка – тоже из сексуальных меньшинств). Нет, не такую, но и конъюнктурщина с мемориальными табличками, как говорят поляки: «pozostawia spory niesmak» (оставляет неприятный осадок).
История города это - как история жизни и приключений твоих бабушек и дедушек, какими бы лихими не были их жизненные и любовные перипетии это - все твое. Как говорил один персонаж произведения Михаила Булгакова: "Очень возможно, что бабушка моя согрешила с водолазом. То-то я смотрю, у меня на морде белое пятно. Откуда оно, спрашивается?"
Соответственно, привечать все только по бабушкиной линии, игнорируя дедушкину, мягко говоря, -некрасиво.
Что можно было бы сделать еще для футбольных болельщиков и наших гостей?
Конечно, городу было бы интересно расширение границ туристических достопримечательностей, речь о том месте, где был когда-то пассаж Миколяша (Pasaż Mikolascha) строительство которого начали в 1898-м году и за пару лет таки построили.
Пассаж «Бради» (PassageBrady) в Париже
Восстановить его не удастся, но современный пассаж с фонтанами, чудесами художников и скульпторов, (не политическим памятниками), а - интересными и запоминающимися кафе и ресторанами, художественными галереями и магазинчиками с выходом на улицу, ведущую к филармонии - возродил бы к жизни прилегающие улочки и дал бы толчок для вовлечение этих кварталов в туристический бизнес-круговорот. Что дало бы городу прибыль и славу, а львовянам - заработок.
Туристы у пл. «Рынок» во время Евро-2012
Опять же, мемориальная табличка с именами львовян фармацевтов ЯнЗег (Jan Zeh) и Игнаци Лукашевич (Ignacy Łukasiewicz), которые сконструировали и (в 1853 году в помещении аптеки П.Миколяша (PiotraMikolascha(1805-1873)) засветили первую в мире керосиновую (нефтяную) лампу не помешала бы. После этого, как никак, 1853, 31 июля - считается символической датой рождения нефтяной промышленности.
Вроде даже проект такого пассажа имеется, но ничего не предпринимается в этом направлении.
А строительство трамвайной линии, которая "дотянулась" бы до нового стадиона и, возможно, превратила сиховский жилой массив в отдельный город? В прессе уже появились мнения (с показной экономностью) депутатов местного разлива: мол им кажется, что трамвай это - дорого. Экономные панычи и панянки! Вы что перезаседались? Может уж лучше бы за деньги налогоплательщиков не пристраивать «памятничек» у неоготических башен костела Святой Эльжбеты?
Да, все дорого, но разве исторические городские проекты славного прошлого Львова, полюбоваться которыми приезжают туристы, также не были очень дорогими инвестициями?
Но именно оригинальность, самобытность и привлекают в город тех же туристов. Уже после окончания Евро-2012 довелось услышать частное мнение гостей из Германии, которые, посетив Львов и посмотрев матч Германия-Португалия, также решили поболеть за Германию и в Харькове. Не знаю, что им не понравилось в Харькове, но эти гости сразу же захотели уехать обратно к себе в Германию! Такова в их глазах была разница и привлекательность двух упомянутых городов.
Наверное, все новое, что возводится в городе с такими традициями, как у Львова, должно сверяться с масштабами построенного в австро-венгерском Lemberge (Лемберге), в польском городе Lwów (Львув), ставшем в свое время значительным культурным явлением, во Львове советском – бывшим крупным промышленным и научным центром, от которых теперь ничего уже не осталось.
Без промышленности, которой мы лишились и остатки которой совсем не поддерживают нынешние «отцы города», Львов понемногу становится этакой «Помпеей» – мертвым городом для туристов, интересующихся прошлым, символом которого может стать лишь Лычаковское кладбище ибо ничего сравнимого с прошлым во Львове украинском не сделано. Потому как построить супермаркеты и продавать там товары иностранного производства – для этого ни таланта ни ума не нужно, даже денег не нужно - под такое любой банк с удовольствием выдаст кредит!
Станет ли подарок от государства городу - Евро-2012 и «Арена-Львов» (общая сметная стоимость строительства 2 млрд 944,693 миллионов гривен, (цифры обнародованы Кабинетом министров 28 марта 2012 г.) началом изменений и спасением для нынешнего Львова? Дай бог!
Что, собственно, сделано городом, чтобы воспользоваться ЕВРО 2012, как историческим шансом, и вернуться в строй топ-городов?
Наняли турецкую фирму, которая некоторые дороги привела в порядок? Неплохо, но гордиться особо нечем. Такие проекты на крупных предприятиях в Украине девочки после школ организовывают. Тендер называется! С юристами бумаги утрясли – все. Чего тянуть-то с ремонтом? Ну, если разве что мысли разные появляются, например, про откат, тогда - да!
На мой взгляд - стратегический просчет с месторасположением «Арены-Львов», "метания" с проектом стадиона и безумными идеями, мол город сам стадион будет строить.
Видя беспомощность львовского мэра и его команды, пришлось государству строительство стадиона взять на себя. Собственно, самая большая проблема Евро-2012 в Польше и Украине, по словам вице-премьера, министра инфраструктуры Бориса Колесникова, (сказано уже после окончания турнира) была связана со строительством «Арены-Львов».
Кстати, «Арена-Львов» - самый маленький стадион среди возведенных к Евро-2012. Это, впрочем, касается и всех возведенных в Украине спортивных арен, которые почему-то дороже аналогичных польских сооружений. Что за феномен удивительный? (см. сводную таблицу стоимости в приложении).
Я уже не говорю о канализационной проблеме города, отравляющей вонью воздух жителям и гостям города, а так же угрозах, таящихся в карнизах и старинных балконах. Чуть зазеваешься и можешь получить на память исторический сувенир в подарок - остатки кирпича на голову.
Мне все почему-то кажется, что не тот масштаб личностей сейчас во львовской власти...
Удаленное расположение стадиона, выбранное нашим мэром, значительно снижает финансовую привлекательность использования «Арены-Львов» после Евро-2012 (сомневаюсь. что каждый раз после возможного концерта или футбола опять поснимают с маршрутов автобусы, а иначе добраться домой - просто катастрофа.
Вот стадион «Паркен» (Parken) - футбольный стадион в Копенгагене, сооружен не на окраине. Часто стадион является местом проведения концертов: на нём выступали исполнители от The Rolling Stones и до Tiësto. Стадион был в 2001 также площадкой музыкального конкурса Евровидение. Кафешки кое-какие там также имеются.
Стадион «Паркен» в Копенгагене построен на месте старого стадиона «Идрэтспаркен»
Уже сейчас думают, на чем может «Арена-Львов» заработать 20 млн. гривен в год, необходимые только для ее содержания. Планируют - свадьбами, используя трехуровневый ресторан на 400 человек. За банкет на сто человек пишут, будут брать от 40 тысяч гривен с угощением. Про то, что местная футбольная команда вернулась на свой прежний домашний стадион «Украина» я уже упоминал. Договорились, что на арене будет играть «Говерла-Закарпатье», т.к. их родной стадион в Ужгороде на ремонте
Что из этого следует? Свадьба на окраине с видом на стадион! Сомнительно, что доходы от проведения подобных мероприятий окупят траты на содержание всего сооружения. И что дальше? «Свидетели Иеговы» решили арендовать «Арену-Львов» на пару дней и даже ведутся разговоры о перепрофилировании стадиона под регбийный.
Справедливости ради нужно сказать, что "загородное" размещение стадиона также было выбрано и в Познани и во Вроцлаве.
Городской стадион (Вроцлав, Польша). Стадион находится за чертой города, недалеко от шоссе А8. Около 15 минут езды от главного Панорамы или Рынка
Городской стадион Познани, Польша. Стадион находится на выезде из восточной части города Познань
Возле стадиона расположен удобный паркинг, предназначенный как для посетителей, так и для обслуживающего персонала комплекса.
Для контраста (с использованием стояночных мест) можно сравнить «Арену-Львов» с заокенским стадионом Северной Каролины. Футбол там, правда, другой, но сути это не меняет - видно огромное число авто на стоянке. На "мой" матч на авто не пускали - улица Стрийская для частников была перекрыта.
57 000 -й стадион Картер-Финли, домашний стадион для команды Wolfpack Университета штата Северная Каролина
И здесь, к сожалению, - больше вопросов, чем ответов.
Фотографии, не вошедшие в статью.
Посмотрите, что творилось в дни футбольных матчей в центральной части города :)